В СМИ появилась информация о том, что согласование Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проходит в достаточно нервном режиме. Казахстан пытается отстоять свои позиции, в том числе в вопросе введения режима таможенной очистки «Постфактум» для компаний и отдельных групп товаров
Эта мера пока вызывает вопросы и запланированы переговоры в рамках Евразийской экономической комиссии, которые могут стать принципиальными для Казахстана, так как покажет способность местных переговорщиков отстаивать принципиальные для страны позиции в рамках ЕАЭС.
На официальном сайте Комитета государственных доходов МФ РК появилась информация о том, что ведомством прорабатывается вопрос реализации одной из мер в рамках 40-го шага плана нации, озвученного главой государства. Она предусматривает введение режима таможенной очистки «Постфактум». Как сообщили в ведомстве, Комитетом было предложено расширить перечень товаров и отдельных категорий участников ВЭД, в отношении которых возможен выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
В МФ РК сообщили, что соответствующие поправки в статью «Выпуск товаров до подачи таможенной декларации» проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза направлены в Евразийскую экономическую комиссию.
Если будут одобрены и приняты поправки в законодательство Евразийского союза, тогда будет расширен перечень товаров и категорий участников ВЭД, в части возможности выпуска товара до подачи таможенной декларации в отношении:
1) помещенные под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны;
2) в отношении которых предусмотрены инвестиционные преференции;
3) перечня участников ВЭД в статусе уполномоченного экономического оператора
Декларирование «постфактум» позволит до подачи таможенных деклараций пропускать значительное число товаров. В настоящее время этот перечень сильно ограничен и власти РК хотят его многократно увеличить. Однако такой подход пока не находит понимания у российской стороны, так как они считают такой подход введением отсылочных норм, которые противоречат принципам интеграции. Казахстанская сторона объясняет свою позицию стремлением защитить национальные интересы, тем более в условиях, когда сама РФ активно практикует ограничительные меры в отношении товаров из ряда стран, в том числе и партнеров по ЕАЭС.
В конце августа, либо в сентябре ожидается специальное заседание Евразийской экономической комиссии, которая должна как раз обсуждать предложения Казахстана, которые настаивает, что вопросы таможенного декларирования не должны быть в компетенции национального, а не наднационального законодательства.
Отметим, что сам проект Таможенного кодекса ЕАЭС был подготовлен рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства, созданной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 61.
В состав рабочей группы на паритетной основе вошли 50 экспертов из Беларуси, Казахстана и Российской Федерации. Предполагается, что сам кодекс начнет действовать с 1 января 2016 года, но пока не устранены все противоречия, говорить о том, что все пойдет по плану рано.
Председатель Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев сказал kursiv.kz, что, несмотря на то, что принятие Таможенного кодекса ЕАЭС должно было найти широкое обсуждение в СМИ и стать предметом делового дискурса, все проходит кулуарно и голос предпринимателей никто не слышит. Существующая сейчас система перевозки товаров - мощный стимул для коррупции, убежден г-н Ямбаев.
«Кто спрашивал бизнес при принятии Таможенного кодекса еще ТС? Что у нас за переговорщики из НПП, если ни одного принципиального вопроса отстоять не могут? Мы должны идти по пути либерализации фискальной политики, а не ужесточении, как это предлагает российская сторона. У Казахстана нет такого емкого рынка как у России, поэтому мы рискуем при нынешнем виде ТК еще больше просесть в ближайшие годы, и увидим стремительную инфляцию. Возникнут вопросы с начислением НДС. По сути, в Казахстане это не налог на добавленную стоимость, а налог с оборота даже 12% - много, в России -18%, а предлагается в рамках ЕАЭС - 20%. В таком случае мы просто окончательно задушим наших предпринимателей, не тех, кто в нацпалатах просиживает, а занимается реальным производством. У нас с Россией сейчас абсолютно разные системы администрирования НДС, так давайте эти вопросы ставить на повестку дня. Говорить об унификации, единых подходах, а не об увеличении налогов. Сертификация товаров на границе еще одна профанация и станет очередной схемой для отъема денег у бизнеса.
К тому же в России мы видим, что контролирующие органы очень политизированы. Это опасно, когда в Москве будут «сидеть в окружении врагов» и требовать, чтобы другие тоже перекрывали кислород для иностранных товаров. Если мы не можем заместить импорт, то почему должны лишать граждан недорогих товаров? Так называемые антидемпинговые меры, которые нам предлагают ничего общего с рыночной экономикой не имеют. Чтобы местные товары и в Казахстане, и в России котировались и стоили приемлемо сначала надо коррупционную ренту убрать для бизнеса и снизить тарифы на электроэнергию для производителей, которые съедают половину выручки. Вот мы нефтедобывающая страна, а у нас нет бензина, это нонсенс», - заметил Виктор Ямбаев.
Экономический аналитик, директор научно-исследовательского института инновационной экономики Магбат Спанов считает, что требование Казахстана включить в Таможенный кодекс ЕАЭС расширительный перечень товаров с последующим таможенным декларированием оправдано, так как Казахстан изначально обозначил, что воспринимает евразийское пространство в первую очередь, как открытое для передвижения товаров, людей и услуг.
Он заметил, что нормы о декларировании «постфактум» проговаривались Казахстаном еще до санкционного режима со стороны России, поэтому Астана должна настаивать на ней.
«Надо понимать, когда Москва принимала решения об антисанкциях, она с партнерами по ЕАЭС не советовалась. Никто Казахстан и Белоруссию не спрашивал. Если в РФ хотят, чтобы РК присоединилась к антисанкциям, то и Москва должна Казахстану что-то предложить. Сейчас основная проблема заключается в разном понимании ЕАЭС. Для Казахстана и Белоруссии - это экономическое поле, для РФ - политическое. Но в Москве должны отходить от позиции, что постоянно можно диктовать РК», - заключил М. Спанов.